ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Калфак татарский женский головной убор выкройка. Продолжая тему тюбетеек, хочу показать вам образцы традиционного…: feruza — LiveJournal. Глава I. Пояснительная записка

Калфак на марке России, 2010 год

Калфак - древний женский татарский головной убор, получивший широкое распространение практически у всех групп татар. в том числе сохранившийся в женском костюме татар-кряшен.

История

Калфак стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма. Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером. В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором, подчеркивавшим национальность женщины.

В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал одеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма. Калфак - древний женский татарский головной убор, получивший широкое распространение практически у среди всех групп татар, в том числе сохранившийся в женском костюме татар-кряшен. Калфак стал неотъемлимой частью классического национального татарского костюма. Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером. В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллегенции и горожан, распространяется европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором, подчеркивающим национальность женщины. В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал одеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.

См. также

Ссылки

  • Калфак,- татарский женский головной убор
  • Калфак,- изготовление и вышивка

Продолжая тему тюбетеек, хочу показать вам образцы традиционного татарского детского костюма.
Иллюстрации и текст:
Завьялова М.К. Татарский костюм: Из собрания Государственного музея Республики Татарстан.- Казань, Изд-во "Заман", 1996.- 256 с.


(жирный шрифт - цитаты из книги, курсив - мой вольный пересказ книги, обычный шрифт - комментарии)

В первые месяцы жизни одежда детей разного пола не имела больших различий. Новорожденного ребенка заворачивали в кусок белого чистого холста: в трехдневном возрасте туго стягивали ножки узкой полоской полотна, полагая, что это предохранит от искривления (хе - вы видели, каким традиционным колесом ноги у татарских бабаев?:)
На самых маленьких детей без различия пола надевали рубаху женского типа.Штаны шили из одних штанин, без средней вставки.Головными уборами служили мягкие шапочки, связанные из белых нитей или сшитые из материи.
Вот, к примеру, обратите внимание на иллюстрацию - в левом нижнем углу - это штанишки:). Мне интересным еще показалось, что шапочка - явно связана крючком.

Начиная с 3-4 лет костюм детей разделялся по полам и становился близким к одежде взрослых. Исключением была одежда наследников правящих династий в период средневековья. Чтобы уберечь их от злых духов (...) в обычае было "прятать" пол мальчиков под женской одеждой.

Вот образцы одежды девочки:

И мальчика:

Праздничные рубашки мальчиков расшивали по вороту металлическими нитями, тюбетейки мальчиков - особо ярко расшивались бисером и золотыми нитями.

Посмотрите, как богато вышита тюбетейка на фото ниже:
Камзол и тюбетейка:

Девочки с 3-5 лет пробовали прясть, вышивать, шить одежду на кукол с учетом традиционного кроя. (...) Маленькие девочки ходили дома с распущщеными волосами. Но как только у них отрастали волосы, к косикам подвешивали чулпы, чаще всего из монет (чулпы- накосное украшение)
Вот одежда маленькой девочки - штаны, нагрудник, амулеты:

При выходе из дома девочки-подростки на голову надевали платок. В более торжественных случаях он надевался вместе с калфаком или шапочкой -каттежи. (калфак - немного смешной головной убор, к началу 20 века полноценный "калфак" выродился в маленький колпачок-наколку, который практически не налезал на голову, а прикладывался этакой лепешечкой на темя. Мне он всегда напоминал кисет:) Калфаки были чаще бархатные, богато расшитые бисером и золотой нитью)

Вот образцы каттежи:

Этот головной убор появился в начале 20 века под влиянием каляпуша (это разновидность мужской тюбетейки), но, в отличие от нее, у каттежи был мягкий верх, часто овальной формы, иногда задрапированный складками.Обратите внимание выше на левое каттежи - как раз там красивые фигурные складки ил нашитоо сверху лоскута.

Вот еще детские ситцевые платья. Правое совсем простенькое, а левое с аппликацией лентами и тесьмой.

Что касается обуви, то чаще дети бегали босиком, хотя традиционно имелась кожаная обувь - украшенные кожаной аппликацией сапожки.
Наблюдалось стремление ввести в комплекс детской одежды старинные элементы, например, короткие рукава на камзолах в то время, когда их уже не носили (...), нашитые на платья "изу", кода у старшео поколения оно было съемным, а молодые женщины переставали его носить.

Вот платье девочки-горожанки. Овальное украшение на груди - изу. Тут - нашитое, у взрослых - было отдельное, типа манишки.

И еще несколько фото:
Девочка- подросток. Обратите внимание на накосное украшение и головной убор.

А вот фото начала 20 века. Девочки-горожанки.
Что у них на голове - мне не совсем понятно. Это не очень похоже на калфаки.

Вот на этом фото - ученицы школы Аитовой (начало 20 в.) - вот у них как раз калфаки.

Открытый урок по изобразительному искусству

Тема:«Красота национальных костюмов татарского народа.

Татарский орнамент и калфак».

Цели: 1) познакомить учащихся с искусством татарского народа, с татарским национальным орнаментом; раскрыть значение орнамента, познакомить его с особенностями;

2) развить творческие способности учащихся, навыки работы цветом, развивать вкус и умение видеть прекрасное;

3) воспитать у детей любовь к искусству татарского народа, любовь к родному краю.

Оборудование: -компьютер, видеопроектор, экран;

Презентации к уроку;

Изделия из бабушкиного сундука (сапожки, ичиги, туфли, кульмек, камзол, каляпуш, тюбетейка, калфак);

Татарская народная мелодия.

Ход урока

  1. Орг.момент

Исәнмесез, укучылар һәм кунаклар! Матур итеп утырабыз һәм дәресне башлап җибәрәбез.

  1. Актуализация опорных знаний:

1. - Ребята, в какой республике мы с вами живём? (в Татарстане)

А столица нашей республики? (город Казань)

Люди каких национальностей проживают в нашей республике?(русские, чуваши, татары и т.д.)

Т.е. наша республика много… (многонациональная)

У каждого народа есть свои обычаи, традиции, свои национальные песни, танцы, костюмы. (см. приложение №1).

2. Работа по слайдам

а) У башкирских женщин головной убор наз-ся кашмау . Кашмау украшали монетами и подвесками, которые доходили до бровей и закрывали часть лица, а у мужчин – тюбетейки, круглые меховые шапки.

Б)(удмурты). Девушки до замужества носили шапочки манлай . Невесте на свадьбе надевали налобную повязку (манлай, чачак)и платок – знак замужней женщины. Пожилая женщина меняла это убор на головное полотенце с завязанным сверху платком.

В) (чуваши) наз-сь тухья и хушпу . Украшались монетами и украшениями из бисера. В орнаментах бисерного шитья отражались представления о мире или его части.

Г) (марийцы) Платок – шовыч, украшенные вышивками. Невесту накрывали богато вышитым покрывалом имевшую форму большого прямоугольника украшенным узором с мотивом креста, который должен быть оберегать молодую женщину от сглаза и порчи (сторож дома).

Д) (русские) Делились головные уборы на девичьи и уборы замужних женщин. Замужняя женщина должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза, нельзя было даже заниматься домашними делами с непокрытой головой, а девушкам не запрещалось – “Девичья коса – всему миру краса”. Поэтому у девушек легкие и воздушные какошники, ленты, а у женщин – платки.

Е) (татары) Надевался в комплекте со специальной повязкой – украшением (ука-чәчәк) , а конец кисточки откидывался набок.

  • Так что отличает один костюм от другого? (узоры, орнамент)
  • А что такое орнамент?

Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся элементов,

предназначенный для украшения каких либо изделий или

архитектурного объекта. Слово “орнамент” произошло от

lat . “ornamentum” , - что значит “украшение”.

Слово “орнамент” произошло от lat «ornamentum» ,- что значит «УКРАШЕНИЕ».

  1. Изучение новой темы.

Итак, мы подошли к теме нашего урока «Красота татарских национальных костюмов. Орнамент»

В национальных костюмах отражались обычаи, национальные особенности и духовный мир татарского народа.

К татарской национальной одежде относятся кожаные ичиги, туфли, камзолы, вышитые передники и т.д

А сейчас послушаем наших ребят, которые расскажут стихи и узнаем ещё какая одежда ещё относится:

1-ый ученик

Алъяпкычымның бизәге

Әллә кайдан күренә

Аллы – гөлле чәчәк төшкән,

Килешәдер үземә

(Словарная работа: алъяпкыч – передник)

2 – ой ученик

Балкып тора түбәтәйләр

Энҗе бөртекләре белән

Алар монда килгән гүя

Чын әкият иленнән.

Мин бит чын татар егете

Күз тимәсен үземә!

(түбәтәй – тюбетейка)

3-ий ученик

Калфак кигән кыз баланың

Багып алчы йөзенә:

Нинди гүзәл татар кызы

Күз тимәсен үземә.

(калфак - калфак)

  1. Физминутка.

(под татарскую плясовую, делаем несколько упражнений)

  1. Звучит мелодия «Ак калфак».

(Сандыкта ятты озак, әбинең чиккән калфак.

Ул калфакны әбиең кадерләп кигән һәрчак.

Милләтемнең нуры анда: Ука, Чугы, Чәчәге

Кадерләп сакла, балам, әбиемнең калфагын.)

Итак, сегодня мы с вами будем рисовать татарский национальный головной убор – калфак.

1) Положили перед собой альбомы, взяли карандаш. На столе у вас шаблоны. Обведите их.

2)Проведите прямую линию. Мы будем рисовать орнамент в полосе. Ещё раз, что такое орнамент?

3)Делаем широкую линию. Так как сам орнамент будет по середине ставим в центре вертикальную линию и проводим границы для верхней и нижней части нашего цветка.

Будем рисовать тюльпан – символ весны, молодости.

4)Рисуем одну сторону цветка. У нас получилось только половина цветка. Если сейчас поставить зеркало, то у нас появится вторая половина, т.е. симметричная другой половине. Нарисуйте вторую половину.

5)Берём следующий узор –

Трилистник – тукранбаш

В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф Н. И. Воробьёв, профессор, автор изданного в 1953 г. фундаментального труда «Казанские татары».


В группе женских головных уборов мы выделим богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования.

Этот девичий головной убор, бытовавший среди татарок в XIX - начале XX вв., по своей форме представлял, как это ни прозаично, простой колпак. Именно так называет его Н. И. Воробьев.

Калфак, вязаный из белых ниток на спицах вкруговую, «чулком», складывался пополам, одна половина вставлялась внутрь другой так, что форма старинного убора напоминала трикотажную спортивную шапочку с треугольным верхом, к вершине которого пришивалась кисть.

Калфак, вязаный из белых ниток и достигавший в длину семидесяти сантиметров, надевали на голову, надвигая на лоб, а конусообразный конец, откидывали назад или слегка набок. В комплекте с таким калфаком носилась налобная повязка укачачак, которая и являлась его основным украшением.


Надо сказать, что уже в первой половине XIX в. традиционный девичий калфак имел варианты фасона и отделки. Например, появились калфачки из трикотажного полотна с поперечными цветными полосками. Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан богато украшен: вся его поверхность покрыта вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме видны также нитки жемчуга.

В уборе городских красавиц укачачак, которую прежде повязывали сверху, пришита и украшает калфак по периметру. Золотой и серебряной бахромой часто бывает обшита не только налобная, но и ниспадающая назад часть убора; покачивающаяся масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, создает при движении шумящий эффект, вторя легкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серег, воротниковых застежек с подвесками.


Двухцветные калфачки также шились из полосок бархата, в их украшении дошла до наших дней редкая «ушковая» техника тканевой аппликации. Особым образом сложенные крошечные кусочки цветного шелка напоминают треугольные «ушки», - ими выкладываются пышные многолепестковые цветы и бутоны, с сердцевинками из блесток и жемчуга на золоченых и жемчужных стеблях.

В каждом ярусе массивного калфака расположена оригинальная цветочная композиция, стыки бархатных полос замаскированы цепочками из лиххака - скрученной в пружину металлической нити. Интересно, что прославленный татарский калфак был, по сути, нижним головным убором, то есть не носился автономно, а обязательно дополнялся покрывалом или платком.


В девичьем варианте калфака отчетливо выражена его первоначальная функция волосника. В костюме замужней женщины головной убор должен был закрывать не только волосы, но также шею, плечи и спину.

Традиционный калфачок видоизменялся, во второй половине XIX в. его стали шить преимущественно из однотонного бархата, а налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе (тонкий картон; бумага, простеганная с тканью).

Миниатюрные калфаки-наколки - особая разновидность старинного убора, вошедшая в моду в начале XX в. в сочетании с фабричным платком; среди казанских татарок они были распространены повсеместно.


Промысел, организованный предпринимателями-татарами во второй половине XIX в. в Казани, обеспечил быстрое и широкое распространение бархатных калфаков в разных регионах с компактным проживанием татар. О хорошо воспринятых модных тенденциях можно судить по фотографиям того времени, на которых небольшой бархатный калфачок неизменно увенчивает прическу горожанки. В Казани было несколько крупных золотошвейных артелей, в том числе производивших женские калфаки для «ичижно-каляпушного промысла».


В коллекции Музея изобразительных искусств РТ (Казань) хранятся два редких образца - шитые золочеными нитями бархатные калфачки-наколки с марками торговой фирмы «Исхак Карташев в Казани» (надписи сделаны как кириллицей, так и старинным татарским письмом на основе арабской графики). Бумажная марка, наклеенная на подкладку, не только указывает имя производителя, но и содержит сведения о содержании серебра в золоченой нити - 94%. На её качестве стоит остановиться особо, поскольку поверхность, выложенная серебряной, тонко золоченной нитью, не имеет однородного слепящего блеска, но таинственно мерцает.


В узорных композициях околышей и верха закрепились, стали традицией многие декоративные мотивы и схемы. Излюбленные букеты и отдельные цветочные мотивы сочетаются с полумесяцем и звездами, фор-мируют цветущие кусты с изображениями животных, бабочек и птиц. Особенно популярным был мотив «золотое перо» с плавно изогнутой и вбирающей все разнообразие мотивов ветвью, которая украшала вер-хнюю поверхность больших калфаков из бархата. Этот мотив имел обычно глубокий темный тон - красный, синий,
фиолетовый, зеленый.

Обращаясь к старинным образцам, мастерицы создавали в традиционных композициях новые акценты, умело используя нити серебряные и золотые, плоские и фактурные, а также блестки разной формы. В орнаментации околышей, восходящей к древней традиции украшения налобной части женского головного убора, еще прослеживаются компоненты, связанные с прежней охранительной функцией. Таковы узкие околыши, заполненные спиралями, побегами, листьями и завитками.

В высоких налобниках поздних калфачков-наколок узор укрупняется, самостоятельную ценность приобретает повторенный трижды сложный мотив или отдельная композиция. Шитые золотом казанские калфачки ныне украшают коллекции многих музеев России.

Если интересно, в метке * * можно полистать и найти еще ранние интересные посты про народные костюмы России, там есть фотки музейных экспонатов - красивые богатые костюмы, в том числе и татарские.

А это сайты по теме может кому-то пригодится:

Про национальный татарский народный костюм и как сшить калфак, тюбетейку и т.п.

Традиционные татарские женские головные уборы

А теперь невероятно красивые богатые старинные и стилизованные под старину татарские национальные костюмы, женские калфаки и мужские тюбетейки. Всё так ярко, бархатно, шелково, расшито и вышито. Полюбуемся =))