ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Мюнхенская функциональная диагностика развития ребёнка. Мюнхенская функциональная диагностика развития предисловие ко второму русскоязычному изданию Выполнение и оценка

На чтение 11 мин. Просмотров 1.9k.

Историческая справка

Тема человеческих талантов, умений и способностей издавна интересовала человечество. Соответственно, были попытки измерить их: спортивные соревнования – измерение физической ловкости, а что же является мерилом умственной одаренности?

Первые упоминания об этом находим еще в ХVI ст., когда испанский ученый Хуан Харт написал книгу о выявлении детской одаренности. Следующий шаг в этом направлении сделали французские ученые – Жан Эскироль и Эдуард Сеген в XVIII-XIX вв.

Собственно Эскиролю принадлежит первая классификация умственной отсталости. Однако его взгляд на лиц, которые имели интеллектуальные недостатки, был не очень гуманным: он считал, что на их образование не стоит тратить время.

Зато Сеген приложил много усилий на изучение возможностей развития и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в чем достиг значительных результатов. До сих пор практические психологи и педагоги используют так называемые «доски Сегена».

Невозможно обойти вниманием Фрэнсиса Гальтона, которого считают основателем науки психодиагностики. Его последователем был ученик Раймонд Кеттел. Их попытки измерить интеллектуальные способности строились на психофизических умениях: скорость реакции, острота зрения, слуха и тому подобное. Вероятно, именно за это их взгляды подверглись достаточно резкой критике.

Дети с нарушением интеллекта и их обучение

С развитием системы образования возникла потребность в стандартизированном инструменте, который позволил бы оценить «норму и отклонение» в развитии детей. Первый тест интеллекта, который базировался на основе измерений мыслительных способностей, характеристик памяти и внимания, был разработан во Франции в начале ХХ века.

Учеными Теофилом Симоном и Альфредом Бине (современное название теста – Стенорда – Бине). В дальнейшем тесты Бине и Векслера (по фамилии автора) также подверглись критике за недостаточность теоретической базы.

Новатором в области тестирования интеллекта стал Ганс Айзенк, который разграничил понятия биологического (обусловленного врожденными физиологическими характеристиками) и социального (механизмы адаптации к социуму) интеллекта.

Один из крупнейших вкладов в развитие теории детских способностей сделал Жан Пиаже, который в течение 50 лет исследовал эту тему и выявил определенные особенности детского восприятия и формирования интеллекта.Советские ученые также не были равнодушными к теме изучения интеллекта, и в этом контексте звучат имена Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и т.п.

Однако в 1936 г. было издано постановление, которое запрещало развивать любую деятельность, связанную с тестированием детей дошкольного возраста. Лишь в последние годы благодаря интеграции отечественной и мировой психологических наук состоялся повторный поворот к проблеме тестирования, а в частности – оценки интеллектуальных способностей и их особенности.

Как видно из вышесказанного, история отечественных методов тестирования отставала от мировых тенденций, а психологический оценочный инструментарий является до сих пор очень динамичным, а подход к пониманию интеллекта и его измерению постоянно меняется.

Поэтому причин к написанию данной статьи было несколько.

Во-первых, важно задать себе вопрос: кому и для чего нужна оценка интеллекта?

Отвечая на него, первое место в перечне ответов принадлежит родителям, имеющим детей с задержкой в развитии или риском ее возникновения. Опыт работы в детском реабилитационном центре показывает много примеров волнения родителей за развитием своих детей.

Одно из первых обследований ребенка после рождения является соответствие его роста, веса и других признаков определенным четким критериям. Беспокойство начинается тогда, когда ребенок рождается преждевременно, или были тяжелые роды, выявлен генетический недостаток или нарушено моторное развитие.

В таком случае нас интересует:

  • ребенок развивается согласно возрасту или отстает;
  • если отстает, то насколько;
  • ребенок сможет наверстать отставание при обучении?

Раннее (то есть от самого рождения) выявление отставания в развитии ребенка является ключевым фактором в его дальнейшем развитии.

Ведь давно известен и научно подтвержден тот факт, что мозг ребенка имеет высокую нейропластичность, и своевременная помощь окажет весомое влияние, поскольку раннее обнаружение проблемы позволит вовремя вмешаться. Часто, когда речь идет о раннем развитии, мы говорим «психомоторный».

Этим подчеркивается важность и взаимосвязь отдельных сфер развития, таких как познавательное, развитие экспрессивной и рецептивной речи, социальное, развитие навыков крупной и мелкой моторики и тому подобное.

Развитие ребенка происходит комплексно, и одни навыки влияют на умения в другой сфере. Например, ребенок, имеющий ограниченные возможности в передвижении, будет иметь меньше шансов к самостоятельному познанию окружения, соответственно будет иметь меньшие знания и опыта при обучении.

Это очень упрощенный пример, конечно, механизмы намного более сложные, однако стоит помнить, что умение ребенка в одной сфере развития могут стать решающими для приобретения навыков в другой. Поэтому, когда речь идет об оценке детского интеллекта, очень важным является выявление сфер развития с пониманием их взаимосвязей для дальнейшего обучения.

Точная диагностика умений и навыков ребенка даст возможность составить подходящую реабилитационную программу. Попытки дать ребенку задание согласно его возраста может быть ошибкой, поскольку возраст его познавательного развития может быть ниже хронологического. Как следствие, делают вывод о том, что ребенок дошкольного этапа жизни не хочет заниматься, забывая при этом, что на самом деле задание было слишком сложным для него.

Выполнение заданий из зоны ближнего развития будут гораздо более эффективными и дадут лучший результат.

Заключением оценки интеллекта и их особенности станет диагностическая формулировка – уровень соответственно в норме, понижен или выше нормы. Случаи, когда ребенок получает оценки в соответствии с нормой дошкольного обучения, не требуют коррекции, также не требуют вмешательств одаренные дети. Нас больше интересует прогноз тогда, когда есть отставание. Предположим, что мы обнаружили у ребенка задержку развития, например в возрасте двух лет, его умения соответствуют годовалому ребенку.

В ответ на такую информацию многие родители скажут, что волноваться нет оснований, в 3 года будет как в 2, в 6 – как в 5.Такая «родительская математика», к сожалению, неверна, поскольку не учитывает темпов развития.

То есть в данном примере ребенок набрал только половину своих умений, темп его развития замедлен, так что в дальнейшем разрыв между нормой и реальной картиной будет только увеличиваться, поскольку за определенный отрезок времени ребенок приобретает умений и знаний меньше, чем должен был получить в процессе обучения.

Когда речь идет об отставании, имеем в виду, что ребенок никогда не догонит своих сверстников в развитии. Однако, есть шанс нагнать отставание?

Да, есть дети дошкольного периода, которые имели задержку в развитии, но у них сильный потенциал и быстрый темп развития. В таком случае, даже если ребенок имел задержку, он со временем может догнать то, что было упущено. И в первом, и во втором случае необходимо повторное тестирование, которое покажет, на каком уровне развития и обучения находится ребенок в настоящее время.

Кроме того, что оценка интеллекта важна для родителей, так же данные тестирований важные для комиссий, которые принимают детей в дошкольные учреждения или школы для дальнейшего обучения. Речь идет о том, что, зная потенциал ребенка, можно лучше спланировать путь его обучение.

Ребенок с нормальным средним интеллектом должен усваивать общую программу в соответствии со всеми требованиями, однако дети со сниженным интеллектом должны получать адаптированные варианты заданий и прочее.

В данном контексте мы рассматриваем оценку интеллекта как действие, которое поможет спланировать учебное будущее ребенка таким образом, чтобы оно не было стрессовым, а соответствовало уровню его возможностей и дарило удовлетворение.

Этот аспект особенно актуален для сегодняшнего дня, когда в обществе много говорится об интеграции лиц с ограниченной подвижностью во все сферы общественной жизни. И, собственно, социум решает, насколько особенными будут потребности того или иного лица.

Мы рассматриваем концепцию интеллекта как модель, в которой биологические предпосылки являются только грунтом, на который накладывается окружение родителей/опекунов, учителей, друзей, культуры, климата и тому подобное. Поэтому конечным выводом оценки интеллекта должна стать формулировка о том, насколько ребенок может быть адаптирован к общим требованиям общества и, соответственно, – общественные требования к его потребностям.

Методы и особенности диагностики детского интеллекта

Второй причиной написания статьи является необходимость описать некоторые методы диагностики интеллектуальных умений. Именно здесь мы сталкиваемся с определенными трудностями. На просторах нашей страны адаптированных методик определения уровня интеллектуального развития детей не так много.

По утверждению Н. Ильиной (2006), тест Стэнфорда – Бине – единый психометрический метод измерения интеллекта детей от 3 до 4 лет. Тест Векслера (WISC) дает возможность оценить интеллект ребенка от 5 до 15 лет, зато тест Векслера для дошкольников (WPPSI) не применяется.

А про методики раннего диагностирования – от рождения до 3 лет – речь вообще не идет, используются возрастные нормы развития. Хочется обратить внимание на два стандартизированные тесты оценки раннего развития ребенка от 0 до 3 лет, которые малоизвестны и не адаптированы.

Наиболее известной и широко в Европе методике диагностики детского интеллекта шкала Бейли (BSID), более подробно о ней будет описано ниже. В Германии, Польше и других странах Восточной Европы достаточно популярная мюнхенская функциональная диагностика развития, разработанная в университете г.Мюнхен и Институте социальной педиатрии.

Она применяется для оценки общего психомоторного развития детей раннего возраста. В 1997 г. на русском языке вышла книга «Мюнхенская функциональная диагностика развития» Т. Хеллбрюгге, в которой представлено нормальный профиль развития малыша от 0 до 3 лет помесячно.

Родители и специалисты получили практическое руководство, в котором подробно изложены технология проведения диагностического обследования, оценку и интерпретацию результатов, а также рекомендации вмешательства и помощи.

Мюнхенская функциональная диагностика развития

В основе МФД лежит дифференциальный разделение, который охватывает 8 функциональных сфер (ползание, сидение, ходьба, хватание, перцепция, речи, понимания речи и социальное поведение). Конечно, такая дифференциация не дает полной и всесторонней оценки развития, но хорошо удовлетворяет практические потребности. Результат оценки выражают в месяцах или годах развития.

Для проведения мюнхенской функциональной диагностики используют стандартный материал. Фактически это игрушки: например, кубики, красное погремушка, кукла, машинка и тому подобное. Результаты исследования вносят в специальный оценочного листа, на основе которого составляют типичный антропометрический профиль.

Тест BSID

Работа над разработкой теста началась еще в начале ХХ века. В основу BSID было положено уже существующие на то время шкалы развития: калифорнийский тест умственного развития, первый год жизни, дошкольный возраст и калифорнийский тест моторного развития грудных детей.

Были выбраны самые лучшие задачи, которые и легли в основу стандартизированного теста BSID. В 1969 г. впервые опубликован тест BSID.

Структура его поведенческой части тоже прошла несколько этапов исследования (было описано поведение более чем 1300 детей во время проведения теста), таким образом, была сформирована существующая сейчас структура поведенческой части теста.

Прошло более 50 лет с тех пор, как завершилась основная работа по разработке теста.

С помощью шкалы BSID «измеряют» функциональное развитие ребенка (психическое и моторный) в возрасте от 1 до 42 месяцев и оценивают поведение во время проведения теста.

Главная ценность теста – это возможность диагностировать задержку психомоторного развития практически с рождения и спланировать стратегию вмешательства.

BSID состоит из трех шкал: ментальной, моторной и поведенческой. Следует заметить, что в раннем возрасте очень трудно четко разграничить психическое и моторное развитие. Поэтому эти три шкалы дополняют друг друга и дают полное представление об уровне развития ребенка.

С помощью ментальной шкалы определяют уровень когнитивного, речевого, личностно-социального развития, она содержит 178 задач. Кроме того, оценивается память и адаптация, способность решать определенные задачи, понимание концепции цифр, обобщение, классификация, речевое развитие и социальная коммуникация.

Для того чтобы оценить интеллектуальное развитие ребенка, необходимы специальный материал и задания, которые не только заинтересуют ребенка, но и позволят получить сведения о развитии.

Моторная шкала содержит 111 заданий и оценивает мелкую моторику (хватание, захватывания предмета и манипуляцию им, использование принадлежностей для письма, имитацию движений кисти) и большую (контроль головы, переворачивание, ползание по-пластунски, сидения, стояния, хождения, бегания, прыгания).

Поведенческая шкала описывает поведение ребенка дошкольного этапа развития собственно во время тестирования и помогает составить общее впечатление о ней.

Это дает представление о возможности ребенка концентрировать внимание.

Также описывает эмоциональную регуляцию, двигательную активность, отношения с экзаменатором и родителями. Информация, полученная при оценке поведения, является хорошим дополнением к ментальной и моторной шкал.

Моторное развитие значительно влияет на социальное развитие ребенка. Крупная моторика позволяет ей контролировать действия, передвигаться в окружающей среде, мелкая моторика дает ощущение контроля над движением, помогает изучать предметы. Итак, все три шкалы взаимно дополняют друг друга.

Специалист в игровой форме предлагает ребенку стимулирующий материал – игрушки. К каждому заданию есть четкие указания по его выполнению и оцениванию. Результаты записываются в специальную форму, позже специалист обсчитывает результаты. Проведение теста занимает от 30 до 90 минут (зависит от возраста ребенка, опыта специалиста и тому подобное).

Тест BSID очень важен в программах раннего вмешательства. Результат такого обследования дает возможность оценить прогресс ребенка после проведенного вмешательства. Это в свою очередь информирует специалистов, что программа вмешательства была разработана правильно и она подходит ребенку. BSID используют как обучающий инструмент для родителей.

Он дает информацию о развитии ребенка, что особенно важно для родителей, имеющих детей с риском задержки психомоторного развития. Инструмент дает возможность родителям реально оценивать слабые и сильные стороны ребенка и работать над навыками шаг за шагом.

Сегодня BSID считается лучшим стандартизированным методом ранней диагностики развития ребенка.

Первое издание "Мюнхенской Функциональной Диагностики Развития" (МФДР) вышло в 1997 году. В первом издании данная книга состояла из двух томов - МФДР первого года жизни и МФДР второго и третьего года жизни. В настоящем издании было решено выпустить один том, так как для целей практической работы с детьми необходимо иметь сразу две книги.

Эта книга стала очень востребованной у русскоязычного читателя. Ее спрашивают родители, имеющие детей с особенностями развития, врачи и детские психологи. Изданная тиражом всего 1000 экземпляров, она по определению не могла не стать библиографической редкостью. И не только из-за небольшого тиража, скорее, из-за того, что в ней действительно нуждаются многие люди, имеющие отношение к практической работе с детьми. Эта книга сочетает в себе высокую научность и доступность для широкого использования даже теми людьми, которые не обладают познаниями в области медицины и детской психологии.

Специалисты в области психодиагностики и студенты - будущие психологи найдут для себя систематическое изложение истории и теории диагностики детского развития. Педиатры, практические детские психологи, родители, имеющие детей в возрасте до трех лет, получат практическое руководство, в котором подробно изложена технология проведения диагностического обследования, оценка и интерпретация полученных результатов и рекомендации для раннего вмешательства в развитие маленького ребенка.

Мюнхенская Функциональная Диагностика Развития считается надежным диагностическим инструментов, с помощью которого оценивается развитие ребенка в разных функциональных областях - от общей моторики до социального развития. При выделении функциональных областей авторы ориентировались на богатый опыт измерений в медицине и психодиагностике, который восходит еще к классической работе 18 века по измерению роста ребенка от рождения до 18 лет, к работам Арнольда Гезелла, заложившего основы детской психологии как нормативной дисциплины, к использованию классических диагностических методик и шкал немецкоязычными и англоязычными специалистами, среди которых в основном детские врачи и детские психологи. Для разработки собственной диагностической системы (МФДР) авторы провели обследование нескольких тысяч детей в возрасте от рождения до пяти лет, что позволило получить действительно надежный измерительный инструмент для всесторонней многомерной оценки психомоторного развития детей.

В Республике Беларусь МФДР первого года жизни, МФДР второго и третьего года жизни используется достаточно широко. Развернутая система ранней комплексной помощи детям с особенностям в развитии нуждается в диагностическом инструментарии и разработанных критериях показаний к терапии развития. В Брестском областном Центре медицинской реабилитации детей "Тонус" данная диагностическая система используется с 1996 года, после того как специалисты прошли обучение на семинаре, организованном в г.Кракове Акцией "Солнечный Свет".

Мы используем эту диагностическую систему для решения разнообразных задач: диагностических, развивающих, коррекционно-терапевтических, для обучения родителей, имеющих детей с особенностями в развитии. В начале нашей работы с МФДР у нас не было оригинальных наборов диагностических материалов, которые Центр получил позже благодаря "Солнечному Свету", которым руководит господин профессор Теодор Хельбрюгге. Однако и при отсутствии этих наборов можно подобрать в основном все материалы, необходимые для обследования, или изготовить их самим, ориентируясь на приведенную в книге инвентарную опись тестовых материалов.

Опыт длительного применения Мюнхенской Функциональной Диагностики Развития разными специалистами позволяет сделать вывод, что нормы развития для детей в разных функциональных областях являются несколько заниженными, то есть современные дети показывают более высокие результаты. Однако, в этой ситуации есть определенный плюс. Если внимательно читать те разделы книги, в которых говорится об основаниях МФДР, то становится очевидным, что ее основная задача - выявление тех детей, которые действительно отстают в развитии в отдельных функциональных областях и поэтому нуждаются в ранней терапии. Если у ребенка с помощью МФДР выявлено отставание в развитии, то уже нельзя сказать, что ребенок устал, что он ленится или пугается посторонних людей, и поэтому не показывает нужный результат. Этот ребенок отстает в развитии, несмотря ни на что, и поэтому нуждается в терапии, которая должна быть начата как можно раньше.

В данной книге витает явный оптимистический дух, вера в огромные возможности детского развитии, которые задаются чрезвычайной пластичностью детского организма, его нервной системы. Задача близких ребенку взрослых и профессионалов в области детского развития - вовремя распознать какие-либо проблемы в развитии ребенка и поставить задачи по их разрешению, чтобы максимально использовать богатейшие возможности такого уникального периода, каким является возраст от рождения до трех лет.

Научный редактор второго русскоязычного издания - Ирина ВАЛИТОВА, психолог-консультант по проблемам развития ребенка, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии развития Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина, психолог Брестского Центра медицинской реабилитации детей "Тонус".

Предисловие

Книга, которую мы передаем в руки нашего читателя, описывает систему «Мюнхенской Функциональной Диагностики Развития». С помощью ранней диагностики система дает возможность описания восьми важнейших психомоторных функций в младенческом возрасте. Данная диагностика основывается на том, что развитие в этих функциональных областях характеризуется способами поведения, которыми овладевают здоровые дети в определенные месяцы жизни. Итак, нам следует иметь представление не о морфологической или физиологической диагностике развития, а об этологической диагностике развития.

Именно поэтому «Мюнхенская Функциональная Диагностика Развития» содержит в своей основе новый диагностический принцип современной педиатрии. В этом томе будут подробно и последовательно описываться основы диагностики как системы распознавания нарушений психомоторного развития на ранних стадиях. Наряду с этим впервые приняты во внимание особенности довербального и социального развития младенца. Основная задача социальной педиатрии, а тем самым и современной педиатрии и детской психологии, - своевременное раннее распознавание врожденных и рано приобретенных нарушений и повреждений.

Детское развитие дает именно в раннем детстве шанс так называемой абилитации, то есть улучшения, а не излечения, который мало до сих пор исследован и поэтому используется недостаточно. Особенно это касается так называемых пиковых периодов развития различных функций.

С другой стороны, игнорирование решающих факторов со стороны окружающих может привести к возникновению негативных последствий в развитии отдельных функций, которые будут сказываться на протяжении всей жизни человека. Уже сегодня известно, что, безусловно, это в первую очередь относится к развитию речи и социальному развитию. По этой причине раннее распознавание отставания в развитии таких детей позволяет без условностей отнести их к группе «детей социального риска», в которую входят дети в домах ребенка, круглосуточных яслях и неполных семьях, дети, над которыми осуществляет опеку сменяющийся персонал. Причины нарушений в развитии таких детей не могут быть изучены при помощи методов, разработанных в морфологической и физиологической педиатрии. Существует единственный критерий распознавания таких нарушений - этологический.

Таким образом, "Мюнхенская Функциональная Диагностика Развития" является не только основой лечения детей младенческого возраста, но и применяется в профилактике нарушений развития у детей группы "социального риска". Диагностическая система не служит для определения коэффициента нарушений развития у младенцев, а позволяет обнаружить отставание в каждой из исследуемых областей. На этой основе можно в дальнейшем разработать соответствующую терапию. Хотелось бы, чтобы эта книга помогла в вопросах педиатрической практики и психологии ребенка. Мы надеемся, что в будущем она получит такую же известность, какой пользовалась в предыдущие годы.

Мы выражаем надежду на то, что наша книга поможет многим детям, имеющим различные отклонения в развитии.

Профессор, доктор Теодор Хельбрюгге


Мюнхенская функциональная диагностика развития детей создана в Мюнхенском университете и Институте социальной педиатрии Она применяется для оценки общего психомоторного развития детей раннего возраста.

Развитие общих движений (ходьба)
Подтягивается в положении стоя, опираясь на предмет, и о

тается стоять несколько секунд.

11,5 м.
Идет несколько шагов боком вдоль мебели, держась обеими руками.

1 г. 0,5 м.
Идет, когда держат за обе руки и принимает вес тела.

1 г. 1 м.
Карабкается на одну ступеньку вверх (высота 12-18 см).

1 г. 1,5 м.
Идет придерживаемый за руку.

1 г. 2 м.
Минимум 2 секунды стоит свободно.

1 г. 3 м.
Свободно делает 3 шага.

1 г. 4 м.
Идет и несет мяч обеими руками.

1 г. 5 м.
Нагибается и что-нибудь по

нимает без опоры на что-либо.

1 г. 5,5 м.
Карабкается на диван и с дивана.

1 г. 6 м.
Делает три шага спиной

1 г. 7 м.
Карабкается на стул и со стула с подлокотником

1 г. 7,5 м.
Поднимается на три ступень

и приставным шагом и держится обеими руками.

1 г. 8 м.
Спускается на три ступеньки вниз приставным шагом и держится обеими руками.

1 г. 9 м.
Бьет по мячу в положении стоя, не держась.

1 г. 10 м.
Спускается на три ст

пеньки приставным шагом и держится одной рукой.

1 г. 11 м.
Идет три шага на носочках, не держась.

2 г.
Стоит три секунды на одной ноге и держится одной рукой.

2 г. 2 м.
Идет пять шагов на носочках, не держась.

2 г. 3 м.
Подпрыгивает один раз на месте, не падая.

2 г. 4 м.
Прыгает вперед, не падая.

2 г. 6 м.
Стоит на одной ноге две секунды, не держась.

2 г. 7 м.
Поднимается на две ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой.

2 г. 8 м.
Прыгает через ленту (ширина 10 см), не задевая ее.

2 г. 11 м.
Ездит на трехколесном велосипеде и нажимает на педали.

3 г.
Спускается на три ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой.

3 г. 1 м.
Ловит мяч диаметром 15-20 см с отдаления 2 м.

3 г. 4 м.
Прыгает через лист бумаги шириной 20 см, не задевая его.

3 г. 7 м.
Спускается взрослым шагом на три ступеньки вниз, не держась.

3 г. 9 м.
Развитие движений кисти руки
Снимает браслет с руки.

10,5 м.
Горизонтально ударяет кубиками один о другой (длина ребра 3 см).

11 м.
Хватает маленький предмет (крошки печенья) вытянутым указательным пальцем и большим пальцем.

11,5 м.
Хватает маленький пре

мет согнутым указательным пальцем и большим пальцем.

11,5 м.
Катает машинку на колесиках туда-сюда.

1 г. 1 м.
Переворачивает страницы в книге с картинками.

1 г. 1,5 м.
Бросает два шарика в банку.

1 г. 2,5 м.
Рисует точки

или короткие штришки на бумаге.

1 г. 3,5 м.
Поворачивает вращающуюся крышку флакона в разные стороны.

1 г. 4 м.
Надевает два кольца на пирамидку.

1 г. 5 м.
Рисует штришки во все стороны.

1 г. 5,5 м.
Ребенок д

ржит в каждой руке по кубику и берет третий обеими руками, не роняя двух первых (длина ребра 3 см).

1 г. 6 м.
Вставляет два колышка в отверстия диаметром 20 мм.

1 г. 4 м.
Вставляет нейлоновый шнур с наконечником в отверстие шарика

(диаметр 27 мм, внутренний 7 мм).

1 г. 8 м.
Рисует штришки с закругленными концами во все стороны.

1 г. 9 м.
Кладет две спички в коробку, поворачивая их при этом на 90’, так чтобы не выступали концы.

1 г. 10 м.
Две се

унды держит по два кубика в каждой руке, длина ребра 3 см.

1 г. 11 м.
Рисует плоскую спираль, с одним пересечением.

2 г. 1 м.
Закручивает или откручивает крышку флакона с вставлением крышки, держа флакон.

2 г. 3 м.
К

утит ручку музыкальной шкатулки.

2 г. 4 м.
Нанизывает на шнур шарик-бусину.

2 г. 6 м.
Умело рисует круглую спираль с тремя витками.

2 г. 7 м.
Закручивает и откручивает флакон, и достает два кристаллика сахара (больше там не

2 г. 8 м.
Строит башню из восьми одинаковых кубиков (ребро 3 см), с трех попыток.

2 г. 10 м.
Делает ножницами два надреза бумажной полосы шириной 2 см (бумагу держит взрослый).

3 г.
Разрывает бумагу движением рук в п

отивоположные стороны (к себе – от себя).

3 г. 2 м.
Имитирует пишущие движения.

3 г. 3 м.
Формирует валик из пластилина (из шарика).

3 г. 4 м.
Выделяет при срисовывании горизонтальную линию.

3 г. 6 м.
Чертит

закрытый круг.

3 г. 7 м.
Восприятие взаимосвязей
Находит предмет под чашкой.

11 м.
Показывает указательным пальцем в указанное направление.

1 г.
Подтягивает к себе игрушку за шнур.

1 г. 1 м.
Кладет крышку на банку.

1 г. 2 м.
Вставляет самый маленький стаканчик в самый большой (из трех).

1 г. 2,5 м.
Пробует рисовать карандашом.

1 г. 3 м.
Показывает на что-либо пальцем.

1 г. 4 м.
Вставляет самый маленький стаканчик в средний (из трех)

1 г. 5 м.
Помещает большой круг на шаблонную доску (диаметр 10 см).

1 г. 6 м.
Находит предмет под одним из двух стаканчиков.

1 г. 7 м.
Переворачивает бутылку, чтобы достать предмет.

1 г. 8 м.
Вставляет все три с

аканчика один в один.

1 г. 11 м.
Вытаскивает штифт и открывает запор на затворе для навесного замка.

2 г.
Помещает большой и маленький круг на шаблонные доски (диаметр 10 и 6 см).

2 г. 1 м.
Помещает на шаблонные доски к

адрат, треугольник и большой круг.

2 г. 3 м.
Строит ряд из пяти кубиков (длина ребра 3 см).

2 г. 4 м.
Вставляет 3 из 4 форм в шаблонную коробку.

2 г. 5 м.
Сортирует кружочки по величине (12 кружочков трех разных разме

ов – 5,5 см, 8 см, 11 см).

2 г. 7 м.
Сортирует три из четырех кубиков по цвету.

2 г. 8 м.
Помещает три из четырех кружочков по правильному рисунку на шаблонной доске.

2 г. 9 м.
Строит “мост” из трех кубиков по образцу.

2 г. 11 м.
Складывает квадрат из четырех кубиков.

3 г. 2 м.
Развитие речи
Копирует звуки, как например, вибрация губами, щелкающие.

11 м.
Говорит двойные слоги, например, ма-ма, дай-дай без значения.

1 г.
Говорит двой

ые или одинарные слоги со значением.

1 г. 1 м.
Выражает желания определенными звуками, говоря, например: “э!”.

1 г. 1,5 м.
Использует “папа” или “мама” для людей.

1 г. 2,5 м.
Говорит два осмысленных слова.

1 г. 3 м.
Гово

ит три осмысленных слова.

1 г. 4,5 м.
Напевает вместе с кем-либо детские песенки.

1 г. 6 м.
Говорит осмысленное слово с двумя различными гласными звуками, например: “киса”.

1 г. 7 м.
Называет знакомый предмет в ответ на вопр

1 г. 9 м.
Выражает желания словами, как например: “дай”, “ам-ам”.

1 г. 9 м.
Повторяет знакомое слово.

1 г. 11 м.
Может вербально отклонить просьбы.

2 г. 1 м.
Говорит первые предложения из двух слов на дет

ком языке, например: “папа машина”.

2 г. 2 м.
Называет восемь из двенадцати предметов на тестовых картинках “А”.

2 г. 4 м.
Использует свое имя когда говорит о себе.

2 г. 7 м.
Говорит первые предложения из трех слов на

етском языке, например: “папа машина ехать”.

2 г. 8 м.
Называет все предметы на 12 тестовых картинка “А”.

2 г. 9 м.
Говорит о себе в “Я”-форме.

2 г. 10 м.
Говорит первое предложение из четырех слов на детском языке.

3 г.
Использует числительное два для обозначения нескольких предметов.

3 г. 2 м.
Использует слово “мне” или “тебе”.

3 г. 3 м.
Называет предметы на одной из тестовых картинок “С” во множественном числе.

3 г. 5 м.
Гов

рит первое осмысленное предложение из пяти слов на детском языке (не повтор).

3 г. 6 м.
Использует вопрос: “Почему?” (ответ не всегда нужен).

3 г. 8 м.
По просьбе взрослого повторяет одно из предложений, состоящих из пяти слов.

3 г. 9 м.
Говорит первое осмысленное предложение из шести слов на детском языке (не повтор).

4 г.
К двум прилагательным находит слова противоположные по значению (в контексте).

4 г. 3 м.
Понимание речи
Ищет отца или мать, если спрашивают “папа” или “мама”.

11 м.
Поворачивается, когда родители называют его имя.

11,5 м.
Реагирует на похвалу или запреты.

1 г. 0,5 м.
Выполняет просьбы “иди сюда” или “дай мне”.

1 г. 2 м.
Если спрашивают, ищет пр

дмет, с которым только что играл.

1 г. 3 м.
В ответ на вопрос ищет еду, свою бутылочку или чашку.

1 г. 4 м.
Правильно показывает или направляет взгляд на часть тела.

1 г. 5 м.
Понимает слово “открыть” и открывает банку.

1 г. 6 м.
Правильно показывает или направляет взгляд на две из четырех тестовых картинок “А”

1 г. 7 м.
Правильно показывает или направляет взгляд на свой живот (живот другого человека, живот куклы).

1 г. 8 м.
Выполняет просьбу

“подними куклу, и положи ее на стол”.

1 г. 9 м.
Правильно показывает или направляет взгляд ни четыре из восьми тестовых картинок “А”.

1 г. 11 м.
Правильно показывает или направляет взгляд на три части тела.

2 г.
Прави

ьно показывает или направляет взгляд на восемь из 12 тестовых картинок “А” (предъявляются три картинки одновременно с последующей заменой одной).

2 г. 1 м.
Понимает слово “холодный”, указывает на холодные предметы или называет их.

2 г. 3 м.
Понимает слово “большой”, в ответ на просьбу берет большой мяч (из двух).

2 г. 4 м.
Показывает или смотрит на свою руку.

2 г. 5 м.
Понимает слово “тяжелый”, показывает на тяжелый предмет.

2 г. 7 м.
Распознает

два вида передвижения на тестовых картинках “А” (Птица, рыба – летит, плывет).

2 г. 8 м.
Понимает два из четырех предлогов, наречий (на, под, рядом, за/позади).

2 г. 9 м.
Понимает два вопроса: “Что ты делаешь ложкой? (расческой, с чашко

2 г. 11 м.
Понимает слово “легкий”, берет легкий предмет.

3 г.
Понимает два вопроса из трех: “Что ты делаешь, когда ты устал? (голоден, грязный)”.

3 г. 1 м.
В ответ на вопрос, показывает свой подбородок.

3 г. 3 м.
Знает мальчик он или девочка.

3 г. 7 м.
Показывает дважды правильно на самую длинную из трех линий.

3 г. 9 м.
Социальное развитие
Может отклонять просьбы протестом.

11 м.
В ответ на просьбу дает матери предмет

1 г. 0,5 м.
Имитирует один жест, например: хлопанье в ладоши или делает “пока-пока”.

1 г. 1,5 м.
Ласкает куклу или мягкую игрушку.

1 г. 2,5 м.
Катит мяч взрослому.

1 г. 3,5 м.
Подражает видам домашней деятельности, наприм

р, вытиранию или подметанию.

1 г. 4,5 м.
Помогает убирать игрушки.

1 г. 5 м.
Иногда подходит с книгой с картинками, чтобы ее ему показали.

1 г. 7 м.
Выполняет простые поручения по дому.

1 г. 8 м.
Остаетс

на короткий промежуток времени у знакомых (15 минут).

1 г. 9 м.
Сам выбрасывает мусор в мусорное ведро.

1 г. 11 м.
Охотно играет с ровесниками в догонялки.

2 г.
Спонтанно обхаживает куклу или мягкую игрушку (кормит, ук

адывает и т.д.).

2 г. 2 м.
Пробует утешить, если кто-то печален.

2 г. 3 м.
Вербально выражает чувства.

2 г. 7 м.
Выражает желание в “Я”-форме.

2 г. 10 м.
Придерживается правила игры: “один раз “Я”, один раз

3 г.
Самостоятельность
Стягивает шапку с головы.

10,5 м.
Берет кусочки хлеба и съедает их.

11 м.
Пьет из стакана, не проливая, если стакан держат.

1 г.
При одевании пробует помочь собственными движениями.

1 г. 1,5 м.
Сам снимает расстегнутые туфли.

1 г. 3 м.
Сам держит стакан, когда пьет.

1 г. 4,5 м.
Подводит наполненную ложку ко рту (пачкаться разрешается).

1 г. 6 м.
Иногда ест вилкой.

1 г. 7 м.
Самостоятельно

ьет из чашки.

1 г. 8 м.
Трет руки под струей воды.

1 г. 9 м.
Ложкой съедает часть содержимого тарелки (испачкаться может).

1 г. 10 м.
Перемешивает чайной ложкой в наполненной на треть чашки, не проливает при этом жидк

сть через край.

1 г. 11 м.
Поверхностно вытирает руки полотенцем.

2 г. 1 м.
Снимает расстегнутую куртку.

2 г. 2 м.
Интересуется секрецией взрослых.

2 г. 3 м.
Съедает содержимое тарелки ложкой, испачкавшись с

всем чуть-чуть.

2 г. 4 м.
Снимает нижнюю сорочку, без рукавов.

2 г. 6 м.
Надевает сапоги или туфли.

2 г. 7 м.
Надевает нижнюю сорочку, без рукавов.

2 г. 7 м.
Моет руки с мылом и вытирает их полотенцем.

2 г. 7 м.
Сам расстегивает большие пуговицы.

2 г. 11 м.
Иногда остается сухим в течение дня.

3 г. 1 м.
Остается сухим во время обеденного сна.

3 г. 2 м.
В течение дня, как правило, сух и чист.

3 г. 5 м.
С

м одевает брюки.

3 г. 6 м.
Как правило, сухой ночью.

3 г. 9 м.
Полностью одевается под руководством.

Нашла на одном сайте. Очень интересная диагностика. Много букв.

Она применяется для оценки общего психомоторного развития детей раннего возраста.

Развитие общих движений (ходьба)

Подтягивается в положении стоя, опираясь на предмет, и остается стоять несколько секунд. 9 мес. - 11,5 м.

Идет несколько шагов боком вдоль мебели, держась обеими руками. 9,5 м. - 1 г. 0,5 м.

Идет, когда держат за обе руки и принимает вес тела. 10 м. - 1 г. 1 м.

Карабкается на одну ступеньку вверх (высота 12-18 см). 10,5 м. - 1 г. 1,5 м.

Идет придерживаемый за руку. 11 м. - 1 г. 2 м.

Минимум 2 секунды стоит свободно. 11,5 м. - 1 г. 3 м.

Свободно делает 3 шага. 1 г. 0,5 м. - 1 г. 4 м.

Идет и несет мяч обеими руками. 1 г. 1 м. - 1 г. 5 м.

Нагибается и что-нибудь поднимает без опоры на что-либо. 1 г. 1,5 м. - 1 г. 5,5 м.

Карабкается на диван и с дивана. 1 г. 2 м. - 1 г. 6 м.

Делает три шага спиной 1 г. 2,5 м. - 1 г. 7 м.

Карабкается на стул и со стула с подлокотником 1 г. 3 м. - 1 г. 7,5 м.

Поднимается на три ступеньки приставным шагом и держится обеими руками. 1 г. 3,5 м. - 1 г. 8 м.

Спускается на три ступеньки вниз приставным шагом и держится обеими руками. 1 г. 4,5 м. -1 г. 9 м.

Бьет по мячу в положении стоя, не держась. 1 г. 5 м. - 1 г. 10 м.

Спускается на три ступеньки приставным шагом и держится одной рукой. 1 г. 6 м. - 1 г. 11 м.

Идет три шага на носочках, не держась. 1 г. 7 м. - 2 г.

Стоит три секунды на одной ноге и держится одной рукой. 1 г. 8 м. - 2 г. 2 м.

Идет пять шагов на носочках, не держась. 1 г. 9 м. - 2 г. 3 м.

Подпрыгивает один раз на месте, не падая. 1 г. 10 м. - 2 г. 4 м.

Прыгает вперед, не падая. 1 г. 11 м. - 2 г. 6 м.

Стоит на одной ноге две секунды, не держась. 2 г. - 2 г. 7 м.

Поднимается на две ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой. 2 г. 1 м. - 2 г. 8 м.

Прыгает через ленту (ширина 10 см), не задевая ее. 2 г. 3 м. - 2 г. 11 м.

Ездит на трехколесном велосипеде и нажимает на педали. 2 г. 4 м. - 3 г.

Спускается на три ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой. 2 г. 5 м. - 3 г. 1 м.

Ловит мяч диаметром 15-20 см с отдаления 2 м. 2 г. 7 м. - 3 г. 4 м.

Прыгает через лист бумаги шириной 20 см, не задевая его. 2 г. 9 м. - 3 г. 7 м.

Спускается взрослым шагом на три ступеньки вниз, не держась. 2 г. 11 м. - 3 г. 9 м.

Развитие движений кисти руки

Снимает браслет с руки. 8 м. - 10,5 м.

Горизонтально ударяет кубиками один о другой (длина ребра 3 см). 8,5 м. - 11 м.

Хватает маленький предмет (крошки печенья) вытянутым указательным пальцем и большим пальцем. 9 м. - 11,5 м.

Хватает маленький предмет согнутым указательным пальцем и большим пальцем. 9,5 м. - 11,5 м.

Катает машинку на колесиках туда-сюда. 10 м. - 1 г. 1 м.

Переворачивает страницы в книге с картинками. 10,5 м. - 1 г. 1,5 м.

Бросает два шарика в банку. 11 м. - 1 г. 2,5 м.

Рисует точки или короткие штришки на бумаге. 1 г. -1 г. 3,5 м.

Поворачивает вращающуюся крышку флакона в разные стороны. 1 г. 0,5 м. - 1 г. 4 м.

Надевает два кольца на пирамидку. 1 г. 1 м. - 1 г. 5 м.

Рисует штришки во все стороны. 1 г. 1,5 м. - 1 г. 5,5 м.

Ребенок держит в каждой руке по кубику и берет третий обеими руками, не роняя двух первых (длина ребра 3 см). 1 г. 2 м. - 1 г. 6 м.

Вставляет два колышка в отверстия диаметром 20 мм. 1 г. 2,5 м - 1 г. 4 м.

Вставляет нейлоновый шнур с наконечником в отверстие шарика (диаметр 27 мм, внутренний 7 мм). 1 г. 3,5 м. - 1 г. 8 м.

Рисует штришки с закругленными концами во все стороны. 1 г. 4 м. - 1 г. 9 м.

Кладет две спички в коробку, поворачивая их при этом на 90’, так чтобы не выступали концы. 1 г. 5 м. - 1 г. 10 м.

Две секунды держит по два кубика в каждой руке, длина ребра 3 см. 1 г. 6 м. - 1 г. 11 м.

Рисует плоскую спираль, с одним пересечением. 1 г. 7,5 м. - 2 г. 1 м.

Закручивает или откручивает крышку флакона с вставлением крышки, держа флакон. 1 г. 9 м. - 2 г. 3 м.

Крутит ручку музыкальной шкатулки. 1 г. 10 м. - 2 г. 4 м.

Нанизывает на шнур шарик-бусину. 1 г. 11 м. - 2 г. 6 м.

Умело рисует круглую спираль с тремя витками. 2 г. - 2 г. 7 м.

Закручивает и откручивает флакон, и достает два кристаллика сахара (больше там нет). 2 г. 1 м. - 2 г. 8 м.

Строит башню из восьми одинаковых кубиков (ребро 3 см), с трех попыток. 2 г. 2 м. - 2 г. 10 м.

Делает ножницами два надреза бумажной полосы шириной 2 см (бумагу держит взрослый). 2 г. 4 м. - 3 г.

Разрывает бумагу движением рук в противоположные стороны (к себе - от себя). 2 г. 5 м. - 3 г. 2 м.

Имитирует пишущие движения. 2 г. 6 м. - 3 г. 3 м.

Формирует валик из пластилина (из шарика). 2 г. 7 м. - 3 г. 4 м.

Выделяет при срисовывании горизонтальную линию. 2 г. 8 м. - 3 г. 6 м.

Чертит закрытый круг. 2 г. 9 м. - 3 г. 7 м.

Восприятие взаимосвязей

Находит предмет под чашкой. 8 м. - 11 м.

Показывает указательным пальцем в указанное направление. 9 м. - 1 г.

Подтягивает к себе игрушку за шнур. 9,5 м. -1 г. 1 м.

Кладет крышку на банку. 10 м. - 1 г. 2 м.

Вставляет самый маленький стаканчик в самый большой (из трех). 10,5 м. - 1 г. 2,5 м.

Пробует рисовать карандашом. 11 м. - 1 г. 3 м.

Показывает на что-либо пальцем. 11,5 м. -1 г. 4 м.

Вставляет самый маленький стаканчик в средний (из трех). 1 г. - 1 г. 5 м.

Помещает большой круг на шаблонную доску (диаметр 10 см). 1 г. 1 м. - 1 г. 6 м.

Находит предмет под одним из двух стаканчиков. 1 г. 2 м. - 1 г. 7 м.

Переворачивает бутылку, чтобы достать предмет. 1 г. 3 м. - 1 г. 8 м.

Вставляет все три стаканчика один в один. 1 г. 5 м. -1 г. 11 м.

Вытаскивает штифт и открывает запор на затворе для навесного замка. 1 г. 6 м. - 2 г.

Помещает большой и маленький круг на шаблонные доски (диаметр 10 и 6 см). 1 г. 7 м. - 2 г. 1 м.

Помещает на шаблонные доски квадрат, треугольник и большой круг. 1 г. 9 м. - 2 г. 3 м.

Строит ряд из пяти кубиков (длина ребра 3 см). 1 г. 10 м. - 2 г. 4 м.

Вставляет 3 из 4 форм в шаблонную коробку. 1 г. 11 м. - 2 г. 5 м.

Сортирует кружочки по величине (12 кружочков трех разных размеров - 5,5 см, 8 см, 11 см). 2 г. - 2 г. 7 м.

Сортирует три из четырех кубиков по цвету. 2 г. 1 м. -2 г. 8 м.

Помещает три из четырех кружочков по правильному рисунку на шаблонной доске. 2 г. 2 м. - 2 г. 9 м.

Строит “мост” из трех кубиков по образцу. 2 г. 4 м. - 2 г. 11 м.

Складывает квадрат из четырех кубиков. 2 г. 6 м. - 3 г. 2 м.

Развитие речи

Копирует звуки, как например, вибрация губами, щелкающие. 8 м. 11 м.

Говорит двойные слоги, например, ма-ма, дай-дай без значения. 8,5 м. - 1 г.

Говорит двойные или одинарные слоги со значением. 9,5 м. - 1 г. 1 м.

Выражает желания определенными звуками, говоря, например: “э!”. 10 м. - 1 г. 1,5 м.

Использует “папа” или “мама” для людей. 10,5 м. - 1 г. 2,5 м.

Говорит два осмысленных слова. 11 м. - 1 г. 3 м.

Говорит три осмысленных слова. 1 г. - 1 г. 4,5 м.

Напевает вместе с кем-либо детские песенки. 1 г. 1 м. - 1 г. 6 м.

Говорит осмысленное слово с двумя различными гласными звуками, например: “киса”. 1 г. 2 м. -1 г. 7 м.

Называет знакомый предмет в ответ на вопрос. 1 г. 3 м. - 1 г. 9 м.

Выражает желания словами, как например: “дай”, “ам-ам”. 1 г. 4 м. - 1 г. 9 м.

Повторяет знакомое слово. 1 г. 5 м. - 1 г. 11 м.

Может вербально отклонить просьбы. 1 г. 6 м. - 2 г. 1 м.

Говорит первые предложения из двух слов на детском языке, например: “папа машина”. 1 г. 7 м. - 2 г. 2 м.

Называет восемь из двенадцати предметов на тестовых картинках “А”. 1 г. 8 м. - 2 г. 4 м.

Использует свое имя когда говорит о себе. 1 г. 10 м. - 2 г. 7 м.

Говорит первые предложения из трех слов на детском языке, например: “папа машина ехать”. 1 г. 11 м. - 2 г. 8 м.

Называет все предметы на 12 тестовых картинка “А”. 2 г. - 2 г. 9 м.

Говорит о себе в “Я”-форме. 2 г. 1 м. - 2 г. 10 м.

Говорит первое предложение из четырех слов на детском языке. 2 г. 2 м. - 3 г.

Использует числительное два для обозначения нескольких предметов. 2 г. 3 м. - 3 г. 2 м.

Использует слово “мне” или “тебе”. 2 г. 4 м. - 3 г. 3 м.

Называет предметы на одной из тестовых картинок “С” во множественном числе. 2 г. 5 м. - 3 г. 5 м.

Говорит первое осмысленное предложение из пяти слов на детском языке (не повтор). 2 г. 6 м. - 3 г. 6 м.

Использует вопрос: “Почему?” (ответ не всегда нужен). 2 г. 7 м. - 3 г. 8 м.

По просьбе взрослого повторяет одно из предложений, состоящих из пяти слов. 2 г. 8 м. - 3 г. 9 м.

Говорит первое осмысленное предложение из шести слов на детском языке (не повтор). 2 г. 10 м. - 4 г.

К двум прилагательным находит слова противоположные по значению (в контексте). 3 г. - 4 г. 3 м.

Понимание речи

Ищет отца или мать, если спрашивают “папа” или “мама”. 8 м. - 11 м.

Поворачивается, когда родители называют его имя. 8,5 м. - 11,5 м.

Реагирует на похвалу или запреты. 9,5 г. - 1 г. 0,5 м.

Выполняет просьбы “иди сюда” или “дай мне”. 10,5 м. - 1 г. 2 м.

Если спрашивают, ищет предмет, с которым только что играл. 11 м. - 1 г. 3 м.

В ответ на вопрос ищет еду, свою бутылочку или чашку. 1 г. - 1 г. 4 м.

Правильно показывает или направляет взгляд на часть тела. 1 г. 1 м. - 1 г. 5 м.

Понимает слово “открыть” и открывает банку. 1 г. 1,5 м. - 1 г. 6 м.

Правильно показывает или направляет взгляд на две из четырех тестовых картинок “А” 1 г. 2 м. - 1 г. 7 м.

Правильно показывает или направляет взгляд на свой живот (живот другого человека, живот куклы). 1 г. 3 м. - 1 г. 8 м.

Выполняет просьбу “подними куклу, и положи ее на стол”. 1 г. 3,5 м. 1 г. 9 м.

Правильно показывает или направляет взгляд ни четыре из восьми тестовых картинок “А”. 1 г. 5 м. - 1 г. 11 м.

Правильно показывает или направляет взгляд на три части тела. 1 г. 6 м. - 2 г.

Правильно показывает или направляет взгляд на восемь из 12 тестовых картинок “А” (предъявляютсятри картинки одновременно с последующей заменой одной). 1 г. 7 м. - 2 г. 1 м.

Понимает слово “холодный”, указывает на холодные предметы или называет их. 1 г. 8 м. - 2 г. 3 м.

Понимает слово “большой”, в ответ на просьбу берет большой мяч (из двух). 1 г. 9 м. - 2 г. 4 м.

Показывает или смотрит на свою руку. 1 г. 10 м. - 2 г. 5 м.

Понимает слово “тяжелый”, показывает на тяжелый предмет. 1 г. 11 м. - 2 г. 7 м.

Распознает два вида передвижения на тестовых картинках “А” (Птица, рыба - летит, плывет). 2 г. - 2 г. 8 м.

Понимает два из четырех предлогов, наречий (на, под, рядом, за/позади). 2 г. 1 м. - 2 г. 9 м.

Понимает два вопроса: “Что ты делаешь ложкой? (расческой, с чашкой)”. 2 г. 2 м. - 2 г. 11 м.

Понимает слово “легкий”, берет легкий предмет. 2 г. 3 м. - 3 г.

Понимает два вопроса из трех: “Что ты делаешь, когда ты устал? (голоден, грязный)”. 2 г. 4 м. - 3 г. 1 м.

В ответ на вопрос, показывает свой подбородок. 2 г. 5 м. - 3 г. 3 м.

Знает мальчик он или девочка. 2 г. 8 м. - 3 г. 7 м.

Показывает дважды правильно на самую длинную из трех линий. 2 г. 10 м. -3 г. 9 м.

Социальное развитие

Может отклонять просьбы протестом. 8 м. - 11 м.

В ответ на просьбу дает матери предмет. 9 м. - 1 г. 0,5 м.

Имитирует один жест, например: хлопанье в ладоши или делает “пока-пока”. 10 м. - 1 г. 1,5 м.

Ласкает куклу или мягкую игрушку. 11 м. - 1 г. 2,5 м.

Катит мяч взрослому. 11,5 м. - 1 г. 3,5 м.

Подражает видам домашней деятельности, например, вытиранию или подметанию. 1 г. 0,5 м. -1 г. 4,5 м.

Помогает убирать игрушки. 1 г. 1 м. - 1 г. 5 м.

Иногда подходит с книгой с картинками, чтобы ее ему показали. 1 г. 2,5 м. - 1 г. 7 м.

Выполняет простые поручения по дому. 1 г. 3 м. - 1 г. 8 м.

Остается на короткий промежуток времени у знакомых (15 минут). 1 г. 4 м. - 1 г. 9 м.

Сам выбрасывает мусор в мусорное ведро. 1 г. 5 м. - 1 г. 11 м.

Охотно играет с ровесниками в догонялки. 1 г. 6 м. - 2 г.

Спонтанно обхаживает куклу или мягкую игрушку (кормит, укладывает и т.д.). 1 г. 7 м. - 2 г. 2 м.

Пробует утешить, если кто-то печален. 1 г. 8 м. - 2 г. 3 м.

Вербально выражает чувства. 1 г. 11 м. - 2 г. 7 м.

Выражает желание в “Я”-форме. 2 г. 1 м. - 2 г. 10 м.

Придерживается правила игры: “один раз “Я”, один раз “Ты”!”. 2 г. 3 м. - 3 г.

Самостоятельность

Стягивает шапку с головы 7,5 м. - 10,5 м.

Берет кусочки хлеба и съедает их 8,5 м - 11 м.

Пьет из стакана, не проливая, если стакан держат 9 м. - 1 г.

При одевании пробует помочь собственными движениями 10 м. - 1 г. 1,5 м.

Сам снимает расстегнутые туфли 11 м. - 1 г. 3 м.

Сам держит стакан, когда пьет 1 г. - 1 г. 4,5 м.

Подводит наполненную ложку ко рту (пачкаться разрешается) 1 г. 1 м. -1 г. 6 м.

Иногда ест вилкой 1 г. 2 м. - 1 г. 7 м.

Самостоятельно пьет из чашки 1 г. 2,5 м. - 1 г. 8 м.

Трет руки под струей воды 1 г. 3 м. - 1 г. 9 м.

Ложкой съедает часть содержимого тарелки (испачкаться может) 1 г. 4 м. - 1 г. 10 м.

Перемешивает чайной ложкой в наполненной на треть чашки, не проливает при этом жидкость черезкрай 1 г. 5 м. - 1 г. 11 м.

Поверхностно вытирает руки полотенцем 1 г. 6 м. - 2 г. 1 м.

Снимает расстегнутую куртку 1 г. 7 м. - 2 г. 2 м.

Интересуется секрецией взрослых 1 г. 8 м. - 2 г. 3 м.

Съедает содержимое тарелки ложкой, испачкавшись совсем чуть-чуть 1 г. 9 м. - 2 г. 4 м.

Снимает нижнюю сорочку, без рукавов 1 г. 10 м. - 2 г. 6 м.

Надевает сапоги или туфли 1 г. 11 м. - 2 г. 7 м.

Надевает нижнюю сорочку, без рукавов 2 г. -2 г. 7 м.

Моет руки с мылом и вытирает их полотенцем 2 г.1 м. - 2 г. 7 м.

Сам расстегивает большие пуговицы 2 г. 2 м. - 2 г. 11 м.

Иногда остается сухим в течение дня 2 г. 3 м. - 3 г. 1 м.

Остается сухим во время обеденного сна 2 г. 4 м. - 3 г. 2 м.

В течение дня, как правило, сух и чист 2 г. 6 м. - 3 г. 5 м.

Сам одевает брюки 2 г. 7 м. - 3 г. 6 м.

Как правило, сухой ночью 2 г. 9 м. - 3 г. 9 м.

Полностью одевается под руководством 3 г. - 4 г. 1 м.